7 июля Беларусь празднует Купалье

0
124
Купалье
Купалье

Ой, рана на Ивана

На знаменитой картине известного минского художника Михаила Филипповича «На Купалье», написанной им в 1921 г. по мотивам многочисленных фольклорных поездок, – неповторимо живое впечатление автора от этого языческого праздника. Недаром Филипповича искусствоведы называют «белорусским Гогеном», именно ему удалось так живо и ярко передать буйство красок возле огня, бешеный ритм хоровода людей. За последние уже почти 100 лет в Беларуси не создано живописной работы, которая бы сравнилась с картиной Михаила Филипповича по эмоциональности передачи праздника летнего солнцестояния.

Купала – это Иоанн Креститель?

Когда-то праздник, посвященный летнему солнцестоянию, отмечали по всей Европе. Известный белорусский фольклорист Арсений Лис писал, что в средневековье во Франции массовые гулянья по случаю этого события открывал сам король.
А вот у беларусов праздник Купалья существует едва ли не дольше, чем у всех народов. Именно это позволило этнографам найти и записать огромное количество древних купальских песен, обрядов.
Купальская ночь попадает в разных странах на разные числа – 21-22 июня, 22-23 июня, 23-24 июня, но это всегда самая короткая ночь в году. У нас же Купалье отмечается 6-7 июля. Как объясняет Арсений Лис, это произошло из-за того, что дохристианский праздник наложился на православный календарь. Купалье совпало с днем святого Иоанна Крестителя. Православие использует юлианский календарь, и поэтому праздник Иоанна, а вместе с этим и Купалы, «отстали» по времени за века. Но по своей сути праздник Купалья приурочен ко дню летнего солнцестояния. Атрибутика его языческая. Венки, огонь, прыганье через костер, – все это говорит о его древнем происхождении.
Интересно, что 7 июля по новому стилю родился известный белорусский поэт Иван Луцевич, который всем нам больше известен под псевдонимом Янка Купала.

Античная вакханалия

Праздник Купалье имеет несколько интересных традиций, которые сегодня соблюдаются только для забавы, а раньше имели сакральный смысл. Например, прыганье через костер. Сейчас это игра, а в старые времена это считалось обрядом очищения.
Цветок папоротника так часто описывали в своих произведениях писатели и поэты, что он стал символом абстрактного счастья. А в давние времена его искали серьезно и тщательно, надеясь с его помощью понимать язык деревьев, животных и птиц, находить сокровища под землей.

paporotniki - 7 июля Беларусь празднует Купалье
Папоротники

И еще – этот праздник этнографы сравнивают с античными вакханалиями, настолько эротичным и раскрепощенным он был. Этнографические источники сохранили описания старинных купальских гуляний. Именно на Купалье парни догоняли в лесах девушек и таким образом находили себе будущих жен.

У народной песни «Купалинка» есть автор

На Купалье часто поют народную песню «Купалинка». Это там, где «цёмная ночка» и «а дзе ж мая дочка». Слова, кажется, знают все. Но почти никто и не догадывается, что у песни на самом деле есть автор.
В 1921 году в минском БДТ-1 (Сейчас Национальный академический драматический театр имени Янки Купалы) прошла премьера спектакля «На Купалье». Режиссер Евстигней Мирович выбрал пьесу Михася Чарота, которая имела яркий национальный колорит. А вот музыку к спектаклю написал композитор Владимир Теравский. Именно ему принадлежит авторство «Купалинки».
Но почему сейчас мы считаем ее народной песней? В 1930-х годах Владимира Теравского арестовало НКВД, впоследствии композитор умер в тюрьме. А в Советском союзе запрещалось упоминать о репрессированных, исполнять или печатать их произведения. Чтобы спасти песню «Купалинка» для слушателей, в сборниках того времени ее подписывали как народную. Кстати, также спасали еще одну песню репрессированного белорусского композитора Семена Рак-Михайловского «Зорка Венера».

Как студенты возрождали Купалье

Конечно, Купалье никто не запрещал. Только праздновать его предлагали с иным размахом. Например, на страницах газеты «ЛіМ» в 1958 году группа научных сотрудников Академии наук БССР выступила с предложениями, как следует праздновать Купалье: «Купалье в наше время можно сделать куда более содержательным и веселым праздником, чем раньше. Участники этого праздника не только раскладывали бы костры, пускали на воду венки, водили хороводы, но устроили бы спортивные игры, аттракционы, факельное шествие, карнавалы … Купалье при сочетании старых и новых форм его проведения приобрело бы в Советской Беларуси новое содержание радостного праздника социалистического труда и борьбы за мир».
Все поменялось, когда инициативная группа студентов создала в 1979 первое в Беларуси независимое объединение «Майстроўня». Это была творческая молодежь из университета и театрально-художественного института. Собрались они для того, чтобы изучать белорусское наследие, разучивать песни, возрождать праздники в их первозданном виде.

Так, в 1980-х под Минском, в укромных лесных полянах (часто это было в Вязынке) собирались молодые люди, плели венки, водили хороводы, играли в старинные игры и прыгали через костер. И костюмы национальные шили сами. Девушки одевали длинные юбки с передниками, а парни – вышитые рубашки. Впрочем, антураж не был столь важен. Важен был тот прекрасный языческий дух, не навязанное никем из-под палки веселье, радость соприкоснуться с настоящими древними обрядами. А под утро, встречая зорьку, все сидели около потухающего костра и слушали бардовские белорусские песни Сержука Соколова-Воюша…

А сегодня?

Сегодня Купалье стало праздником, открытым для всех, приобрело даже государственный масштаб.
Но если вы хотите почувствовать себя настоящими древними язычниками, разожгите костер, сядьте у него кружком и слушайте мистические, таинственные звуки купальской ночи.

Kupale segodnya - 7 июля Беларусь празднует Купалье
Купалье сегодня

В материале использованы архивные фотографии Владимира Сапогова с празднования Купалья 1986 и 1987 годов

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.