Космос Александра Кищенко

0
76
Александр Кищенко на фоне «Гобелена века»
Александр Кищенко на фоне «Гобелена века»

В 2019 году исполняется 20 лет, как «Гобелен века», автором которого был народный художник Беларуси Александр Кищенко, был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире. И до сих пор сохраняет эту позицию.

Кроме того гобелен имеет статус историко-культурной ценности Беларуси. И находится на ответственном хранении Национального художественного музея Республики Беларусь. «Гобелен века» действительно монументальное произведение. Он весит 286 кг, длина 19 метров, а ширина 14. Если размотать все нити, они покроют собой 806 километров. Ткали его руками 11 ткачих из натуральной шерсти 5 лет. На полотне – 100 фигур. Это портреты известных людей ХХ столетия.
В Минске нет ни одного здания с такой высотой потолков, чтобы в нем можно было повесить эту работу. Гобелен показывали во Дворце искусств и БелЭкспо, но нижнюю часть полотна приходилось класть на пол.

Планетарное мышление

Александр Кищенко – художник монументального мышления, и это прослеживается в его мозаиках, гобеленах, керамике в интерьере, в живописных полотнах.

Александр Кищенко закончил Львовский художественный институт. Это был уникальный ВУЗ, где в основу обучения были положены принципы формальной композиции, пластическое решение задач живописи и монументально-декоративного искусства. Тон задавали профессора, которые восторгались работами Пикассо, следовали принципам Беннара. Именно учеба в институте научила молодого художника системе ярко выраженной декоративности и откровенной условности. Позже эта система легла в основу его гобеленов, портретов, где герои погружены в невероятные космические стихии.

Приехал Кищенко в Беларусь в 1963 году. Именно в белорусском искусстве художник состоялся как художник-монументалист. Его мозаиками украшены четыре высотных дома напротив Национальной библиотеки Беларуси, гостиница «Турист», здание проектного института на Юбилейной площади.

Monumentalnye mozaiki na tortse zdaniya raboty A.Kishhenko - Космос Александра Кищенко
Монументальные мозаики на торце здания работы А.Кищенко

С полным правом можно говорить, что Александр Кищенко — создатель школы белорусского монументального гобелена. В гобеленах он высказывался знаково, аскетично, условно. В гобеленах все структурировано, в основу положены большие плоскости и объёмы. В то время это был новый тип гобелена для архитектурного интерьера. Художник возродил классическую технику ручного ткачества, в которой соединялись артистизм французских шпалер XIV – XVI веков, геометрия цветовых пятен, характерная для ковров Средней Азии, внимание к живой детали, свойственная гобеленам Роже Самвиля, достижения Жана Люрса. Новый тип гобелена характеризуется отсутствием «игры» технологических приемов, тонкостью рисунка, неожиданностью композиционных решений, интенсивностью цветовых пятен.

Gobelen CHernobyl  - Космос Александра Кищенко
Гобелен «Чернобыль»

Талантливых художников в этой сфере наша республика имела и до того, как гобеленом всерьез занялся Александр Михайлович. Но они в основном пытались работать в русле местной, идущей от народного ткачества, традиции. Это касалось и тематики, и стилистики. Кищенко же посмотрел на гобелен иными глазами. Он понял, что гобелен может выполнять те же социальные и эстетические функции, что и монументальная живопись. Гобелен, в его понимании, это своего рода тканая фреска или мозаика. Не игнорируя местной традиции, Кищенко смело применил в белорусском гобелене опыт Западной Европы — от Средневековья до современных мэтров.

Fragment Gobelena veka  - Космос Александра Кищенко
Фрагмент «Гобелена века»

Эволюция от первого гобелена «Человек, который познает мир» (1972) до «Гобелена века» (1995) огромная. Но и «ранний», и «поздний» Кищенко любили символику, обобщенность, образную многозначность. Обязательно в его гобеленах присутствует метафора, которая раскрывает суть работы. Так в гобелене «Ленинизм» (1977) образ Ильича передан цветовыми линиями, которые создают напряжение без излишней детализации и традиционных атрибутов. В одном из последних гобеленов «Вольный полет» можно, как на иконе, увидеть небесных защитников Беларуси. Работа насыщена символикой рождения жизни в образе младенца, которого оберегают мощные руки, женщины в национальном костюме, бога солнца в виде льва и всадника, вооруженного мечом.

Eskiz gobelena - Космос Александра Кищенко
Эскиз гобелена

Знаменитый «Гобелен века» мы воспринимаем своеобразным завещанием потомкам. Наверно, потому что в его центре — Христос, сам защищающий свою веру, Апостолы, спорящие и никак не находящие истину, и в противовес Антихрист, красивый, с золотыми волосами, как настоящий искус, — это мы все, неверующие. «Гобелен век», занесенный в книгу Гиннеса как самый большой в мире пример ручного ткачества, до сих пор удивляет нас своими гигантскими размерами. Гобелен был закончен десять лет назад в 1995 году. За два года до его смерти.

Fragment Gobelena veka 1 1 - Космос Александра Кищенко
Фрагмент «Гобелена века»

Сам Александр Кищенко свой стиль отображения действительности в искусстве называл вселенским реализмом. Идеализированное, но довольно точно передающее суть его мировоззрения понятие: его творчеству действительно свойственна бесконечность. Только таким образом могла проявиться в искусстве эта яркая личность. Его работы состоят из элементов реального и абстрактного искусства. В них существуют, условно говоря, галактика и вообще море галактик. Художник вытягивал ту или иную деталь, которая нужна мне: человек — значит человек, корабль — значит корабль. Вытягивал на передний план и вокруг него располагал идею, концентрировал другие элементы. Это не абстрактность, потому что образы реальные. Просто он рассматривал человека так, как и Рафаэль с Микеланджело: человек — это полубог, и просто его абстрагировать, сделать из него условность в данный момент не надо. Во всем этом еще участвует галактика, рассмотренная в огромном объеме, в безмерном пространстве, переработанном в структуру. Он так представлял вселенную и бесконечность, в геометрической построенности, и в этой закономерности распределял те тематические узлы, которые ему нужны.

Gobelen veka - Космос Александра Кищенко
«Гобелен века»

Творческое наследие Александра Кищенко не ограничивается гобеленом и монументальными росписями. Живописные работы, в основном портреты, были написаны художником в 1990-е годы. Изобразительный язык Кищенко всегда звучал в контексте современности и сегодня не утрачивает своего смыслового звучания. Он концентрирует внимание на руках и лицах, фон работ сложный с символами, которые соединяют образы с космическими, символическими и другими пространствами и измерениями.

A.Kishhenko Nasha planeta  - Космос Александра Кищенко
А.Кищенко «Наша планета»

Манера работа мастера, и это проявилось особенно ярко в натюрмортах, предусматривает методы общего видения и фрагментарные планы. Это означает, что отдельные части работы могут рассматриваться как самодостаточные. Художник использует живую палитру – в ней есть ультрамарин, золото. В этом реализовывались его живописно-фовистические стремления.

 

Автор статьи Наталья Шарангович

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.