Владимир Слободчиков. Движение времени в пространстве

26 июля в Гомельском дворцово-парковом комплексе открылась ретроспективная выставка известного белорусского скульптора, заслуженного деятеля искусств, заведующего кафедрой скульптуры Академии искусств Владимира Слободчикова «Сублимация формы». Посетители смогут увидеть более 30 работ мастера.

Художник всегда отображает время, иногда опережает его. Чтобы это понять, надо придти на выставку, а еще лучше заглянуть в мастерскую. Мастерская мастера – его неприступная крепость и в тоже время открытый для зрителей персональный выставочный зал.

В мастерской Владимира Слободчикова всегда «многолюдно» – смотря на его работы, явственно ощущаешь движение времени в пространстве. Дерево, гипс, пластилин, бронза… Эскизы, незавершенные и уже законченные работы застыли на полках, на полу, они стоят на подставках, они окружают со всех сторон. Их энергия не выходит за пределы формы, она живая, пульсирующая, эмоциональная, заставляет неторопливо и вдумчиво переходить от работы к работе.

V masterskoj. - Владимир Слободчиков. Движение времени в пространстве
В мастерской

Владимир Слободчиков работает во всех возможных для скульптора форматах: монументальные и станковые работы, конкурсы и проекты, пленеры и симпозиумы, преподавательская деятельность.

Пробовал себя в различных материалах: дерево, металл, камень, шамот… Большой цикл его работ связан с увлечением силумином, с особыми декоративными и пластическими свойствами этого металла. По мнению скульптора, их блеск может передать совсем не «скульптурные» явления – например, тонкость и остроту солнечных лучей, пронзающих условную водную гладь. В его работах нет лобовых цитат, только намеки. Многие его произведения требуют эмоционального подхода.

«Главным в моем формировании была природа, – рассказывает Владимир Слободчиков, – Я всегда был общительным, но при этом любил и уединение. Когда был маленьким, лет в шесть-семь, оставался дома один. Ходил, где хотел. И это позволило мне почувствовать мир, окружающий меня. Например, шел по замерзшей речке, где лед настолько прозрачный, что видно, как под ним течет вода. Ложился и долго смотрел, как подо льдом колышется трава. Я любил белый снег и темные деревья на нем. Может, мне не хватало печатной информации, но зато у меня было бесценное общение с настоящей красотой вокруг.

Na prirode - Владимир Слободчиков. Движение времени в пространстве
На природе

Многие мои образы в скульптуре связаны с воспоминаниями детства. Воскресенье, я сижу у окна, смотрю, как женщины идут в костел, а у них на голове и плечах большие клетчатые платки, которые прячут фигуру, видны только просветленные лица и руки. И в моих скульптурах появились удлиненные, похожие на еще нераспустившиеся вербы, женские фигуры.

Prazdnik petuha.1991 - Владимир Слободчиков. Движение времени в пространстве
Праздник петуха.1991

Или другой пример. В 1960-е люди еще жили бедновато, собирали сучки на растопку и это все носили в больших пуках на плечах. Выгибалась палка, все веточки переплеталось веревками, и эта огромная конструкция ложилась на согнутые женские или мужские плечи. У меня есть две работы, маленькая и большая, в которой визуализировался этот образ из детства. Бытовые моменты, знакомые вещи часто имеют для меня символическую значимость, приобретают почти космический масштаб».

Zimnie sumerki. 1988 - Владимир Слободчиков. Движение времени в пространстве
Зимние сумерки. 1988

На выставке Владимира Ивановича все работы – камерного характера. Именно станковый размер произведений помогает зрителю почувствовать образную насыщенность работы, ее драматическое напряжение, страстную глубиной чувств, напряженность, многозначительную молчаливость.

Его скульптурные композиции требуют вдумчивости и чувственности восприятия одновременно. Развитие сюжета, всегда наличие едва заметной драмы несет в себе недоговоренность, возможность понимания по собственному уровню интеллекта, ряд ассоциаций, которые выходят за пределы очевидного.

Например, одно из произведений Владимира Слободчикова посвящено Марку Шагалу. Оно стало парафразом картины знаменитого мастера «Прогулка», созданной в 1917 –1918 годах. Неожиданно решаются им отношения формы и пространства в этой скульптурной композиции, с помощью тонкого линейного рисунка. Пространство и форма перетекают, демонстрируют внешнее и внутреннее состояние героев.

Posvyashhenie SHagalu. 1994 - Владимир Слободчиков. Движение времени в пространстве
Посвящение Шагалу. 1994

Как и у Марка Шагала, композиция Владимира Слободчикова языком пластики открывает нам мир иллюзий. Эти иллюзии привлекают, и хочется как можно дольше оставаться под их воздействием. Успех скульптора был официально подтвержден наградой (как самого интересного художника) на Первом и Втором Международных пленэрах живописи имени Марка Шагала в Витебске.

Semya na kolesah. 1992 - Владимир Слободчиков. Движение времени в пространстве
Семья (на колесах). 1992

Достаточно ассоциативны также композиции художника «Куда идешь?», «Грусть, которая всегда с нами», «Семья (на колесах)», «Лодка со стогом сена». У каждого персонажа есть свой характер. За каждой работой можно найти целую историю, которая позволяет воспринимать ее повествовательно или публицистически. Но при этом изобразительное искусство – это не литература. Каждая работа Владимира Слободчикова создает в первую очередь образ. И восприятие скульптурных композиций автора изначально идет на эмоциональном, зрительном, чувственном уровне.

Na ptitse. 2002 - Владимир Слободчиков. Движение времени в пространстве
На птице. 2002

Увлечение Владимира Слободчикова тонкими структурами с очертаниями человеческих существ заставило скульптора обратить внимание на архаику. Вытянутые фигуры «С шаром», «Крылатая», выполненные в силумине, «Танцующая», выполненная в бронзе, кажется, играют в какую-то игру, превращая образы из явного в неуловимое и наоборот. Скульптор намеренно создает шероховатый рельеф поверхности, чтобы свет мог собрать в мозаику тонкие, зыбкие формы, сделать их легкими и текучими.

Adam i Eva. 1992 - Владимир Слободчиков. Движение времени в пространстве
Адам и Ева. 1992

В композициях его рельефов нет повествовательности и однозначности прочтения образа. Зато в них можно увидеть стремление автора создать ощущение причастности конкретного сюжета к осознанию всеобщности бытия. Это впечатление достигается соединением изобразительной конкретности мотива и нагруженности формы: архитектоничности, плотности лепки, сложности поверхности рельефа и т. д. Автор фрагментирует изображение, «врезая» его в необъятное пространство окружающего реального мира и в тоже время «замыкая» в «камерный» размер произведения

Znaki na peske. 1996 - Владимир Слободчиков. Движение времени в пространстве
Знаки на песке. 1996

Станковая пластика Владимира Слободчикова дает повод для сравнений и обобщений. Многие особенности его работ 1990-х годов непосредственно связаны с образными экспериментами 1970-х – начала 1980-х годов. Ведь именно тогда в творчестве художника появилась новая концепция предмета в пространстве, позволившая ему расширить границы пластических решений. Он отказался от «рассказывающей функции» станковой скульптуры, перейдя от показа события к философскому осмыслению сюжета. Все это выдает стремление художника познать и выявить скрытый духовный смысл каждой своей работы.

Автор статьи: Наталья Шарангович

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, напешите Ваш комментарий:
Пожалуйста, введите Ваше имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.